БОЛОТО АНАХРОН.

Булычев Кир. Заповедник для академиков (Река Хронос. 1934-1939): Роман. -- М.: ООО Издательство АСТ, 2001. -- 512 с. -- (Миры Кира Булычева).

Альтернативная история допускает все. Давеча прочел один роман, где рассказывается, как чудом спасшийся от чекистских пуль Государь Император Николай II решил пойти в контрразведчики -- и небезуспешно, ибо сумел с помощью шантажа заставить глупого и трусливого Сталина свернуть с губительного пути строительства социализма. При этом Государыня Императрица Александра Федоровна лихо выстукивала морзянкой донесение в Центр...

Я даже не удивился -- на то и альтернативная история. Бога Хроноса нет -- значит все дозволено, и гражданскую войну переиграем, и подлеца-Ежова в омут головой сунем.

Впрочем, это присказка, сказка впереди.

1.


Оставляю литературоведам оценить достоинства романа Кира Булычева. Лично у меня защемило сердце лишь один раз -- когда в обреченный город, на который должны вот-вот скинуть первую советскую ядерную бомбу, завезли для проверки эффективности взрыва животных из зоопарка, и несчастный профессор биологии умоляет прислать ведро портвейна, потому что слону холодно, он заболел, не может встать, и зебре холодно, а несчастные голодные животные рычат, воют, просовывают морды сквозь решетки клеток, надеясь что добрый профессор, словно доктор Айболит, поможет, спасет...

Люди, волею автора также направленные, дабы сгореть в пламени взрыва, отчего-то не вызывают и тени подобных эмоций. Да не прослыву жестоким, но если бы они вообще не появились на страницах романа (или вместо бедняги слона в клетке оказалась непотопляемая Лидочка Иваницкая), он хуже бы не стал. Но, повторюсь, это дело литературоведов, меня же, историка, интересует та самая Река Хронос, ради которой и писалась книга.

...Развилка истории случилась осенью 1932 года. По совершенной случайности остались живы двое людей -- физик и чекист. Физик стоял на пороге открытия идеи Бомбы, чекист понял, что это сулит -- и был готов идею поддержать. Результатом стало то, что первая советская ядерная бомба была испытана в апреле 1939-го, на десять раньше, чем в нашей реальности.

Прежде чем поплыть по Реке Хронос дальше, следует оговорить одну важную особенность жанра, в котором написан роман. Суть альтернативной истории, как это неоднократно излагалось в предыдущих романах серии, заключается в том, что одно-единственное события, сущая мелочь, порождает иной вариант Времени. В знаменитой кузнице нашелся гвоздь, командир не упал с лошади -- и так до полной победы. Важно однако, что речь идет именно об одном гвозде, а не о том, что одновременно во вражеском войске началась чума, а правитель-супостат был похищен маленькими и зелененькими. Конечно, в альтернативной истории можно все, но нарушение этого правила делает книгу неинтересной. Посему правила игры, предложенные автором, таковы: весной 1939 года у Сталина уже была Бомба. Не больше -- и не меньше, все остальное должно следовать из этого допущения.

Как говорится, а об ином чем-то мы не договаривались!

2.


Куда же потекла Река Хронос в измененной реальности? Сие лучше узнать читателю самому, ибо фантазия мэтра Булычева по-прежнему неиссякаема. Однако, скучный взгляд историка невольно замечает, что автор подбросил в кузницу не только недостающий гвоздь, но и подсунул полководцу вместо коня целый танк КВ, превращая Реку Хронос в некое Болото Анахрон, где все происходит не согласно предложенному самим же писателем-демиургом допущению, а благодаря как минимум десятку больших и маленьких развилок, возникающих совершенно произвольно и уже без всякой логики.

...Адольф Гитлер, узнав о Бомбе, задумывает нанести удар первым, для чего приказывает напасть на Польшу не 1 сентября, а значительно раньше, в июле 1939 года. Коварство фюрера очевидно, однако беда в том, что приказ он отдал в начале лета, то есть где-то за месяц до нападения.

Оценим.

Достаточно бегло полистать любую историю Второй мировой или хотя бы военный дневник Гальдера, отвечавшего за подготовку к войне, чтобы понять -- никакой приказ Гитлера не мог сделать невозможное -- привести армию в готовность за два месяца до первоначально назначенного срока.

...На самом деле нападение на Польшу было намечено не на 1 сентября, а на 26 августа, но это, вероятно, еще одна развилка.

Конечно, убежденные и запуганные генералы могли выполнить приказ фюрера и атаковать Польшу наличными силами в июле, но тогда удар, и это совершенно понятно, был бы куда слабее намеченного. В стратегии, в отличие от фантастических романов, чудес не бывает. Желающие могут полистать того же Гальдера, чтобы понять как мало могли немцы бросить в бой за два месяца до намеченного дня. А ведь требовалось еще развернуть штабы, подвести топливо и боеприпасы, наладить связь...

В романе же замысел мерзавца-Гитлера срабатывает. Немецкий удар проморгали все разведки мира, включая советскую, британскую и польскую. Что делали в альтернативном мире соответствующие органы, не очень понятно, ибо признаков, по которым можно определить готовность армии вероятного противника к нападению, предостаточно. Разведки мира альтернативно ослепли -- и уже через несколько дней немецкие войска ворвались в Варшаву.

...В нашей горькой истории гитлеровские войска сумели взять столицу Польши только через четыре недели -- и то благодаря удару советских войск с востока, сорвавших польское контрнаступление. Слаб, слаб альтернативный поляк пошел!

Что же должен делать Сталин при таком неожиданном повороте событий? Кто не читал роман, ни за что не догадается. Немецкие войска идут на восток, альтернативный Гитлер готовится напасть на СССР (что в реальности ему летом 1939-го и в страшном сне не могло присниться, здесь же фюрер настолько бесстрашен, что решил атаковать ядерную державу!). Сталин же, в неизреченной мудрости своей (альтернативной) решил сбросить Бомбу... на Варшаву.

...Долго я бродил между скал, смысл я в этой шутке искал, но найти его нелегко, слишком круто все, Сулико!..

3.


Большим развилкам соответствуют малые. Автор -- демиург, ему, конечно, виднее, но все же я никак не могу понять, как первая советская Бомба могла повлиять на:

-- То, что Сталина его приближенные почему-то называют по имени-отчеству, а не как в нашей реальности -- товарищ Сталин.

-- Уменьшение размеров сталинского секретаря товарища Поскребышева, который был хоть и невысок, но крепок, мордат и плечист, равно как на досрочный арест его жены, случившийся в нашей истории несколькими годами позже.

-- Появление странного звания комбриг госбезопасности (с. 251).

-- Воскрешение доктора Геббельса, погибшего на странице 483 и вновь живехонького на странице 495.

-- Досрочное присвоение де Голлю генеральского звания летом 1939 года, досрочное назначение посла Деканозова в Берлин тогда же, равно как досрочное присвоение Герингу звания рейхсмаршала.

-- Появление летом 1939 года, еще до начала альтернативной войны с Польшей, таинственного Совинформбюро, узурпировавшего функции ТАСС.

Неужели и тут Бомба поспособствовала?

И, наконец, та же Бомба явно свела с ума:

1. Альтернативного Лаврентия Павловича Берию, решившего перехватить власть у умирающего Сталина в июле 1939 года. Реальный Берия в это время только набирал силу и даже не думал тягаться с тем же Молотовым, считавшимся вторым человеком в стране. Альтернативный Берия стал наркомом даже позже, чем в нашей реальности -- весной 1939 года. Крут альтернативный мингрел! За какие-то два месяца подгреб под себя аппарат, почистил его, умудрился запугать всесильных членов Политбюро, которые (в нашей истории) именно в это время пытались Берию подсидеть (тот же Жданов, предложивший Сталину свою кандидатуру вместо Ежова).

2. Альтернативного Рузвельта, отправившего летом 1939 года американские войска вместе с братьями-англичанами атаковать советскую ядерную базу на Северном Урале. И это при том, что Конгресс твердо стоял на позиции нейтралитета, американцы еще не приняли закон о воинской повинности, в армии США было только 400 устаревших танков!.. А если бы СССР в ответ войну объявил? Что ждало бы альтернативного Рузвельта в этом случае? Ведь в 1940 году намечались очередные президентские выборы, положение в экономике США было так себе... Ко всему еще -- и повоюем?

4.


А вот что приятно читать, так это описание медленной и мучительной смерти Ежова, Сталина и еще нескольких негодяев от лучевой болезни, равно как извлечения агонизирующего Гитлера из-под груды кирпича. Какая жалось, что сквозной герой серии, пан Теодор в очередной раз сообщает, что все сие химера, это не могло быть, потому как не могло быть никогда!..

Как знать, может быть и прав пан поляк, и этого не могло быть -- никогда? Даже в альтернативной истории?

5.


Признаю, признаю -- могло! Жанр такой. Но вот зачем Геббельса воскрешать было?

6.


...Ах, Алиса, Алиса!
Сайт управляется системой uCoz